четверг, 6 августа 2015 г.

Кижи-2015. Свадьба, долгие переходы и брюква.

На полное восстановление событий у меня ушло четверо суток и целая пачка травяного чая. И, кажется, от некоторой сумбурности изложения всё равно избавиться не удалось.
(видео Павла Сутырина)

Возвращение на Кижи по ощущениям напоминает если не возвращение домой, то приезд к близким друзьям семьи. Итак. Неделя, проведенная там, в моей голове снова теряется во времени. Она одновременно и сжата в несколько часов, и растянута в несколько лет - полное ощущение, что два года назад мы с Кижей не уехали, сегодня просто следующий день, а эти два года нам всем просто приснились.
В четверг вечером наш театр загрузился на поезд, и все резко достали шитьё и начали дошиваться с фонариками :)
А в пятницу утром я открыла глаза и увидела за окном поезда Онего.

День первый. Приезд.
В восемь с копейками наш поезд прибыл на вокзал Петрозаводска, мы вышли, потянулись и на автобусе с символичной надписью "Цирк в Петрозаводске!" поехали на площадь Кирова, к "материковой" части музея Кижи. Там нас ждала небольшая экскурсия по фондам, и свободное время в ожидании "Метеора", который был только в 12.
Мы немного побродили по городу, купили нитки, которые я забыла дома, случайно нашли и прикупили прекрасные клетчатые ленты.
Вика с моимы лентамы
На обратном пути перекусили калитками, которые продаются там прямо с лотков, подслушали прекрасное "калитки с картофелью", вернулись к музею, взяли чемоданы и сели в "Метеор".
фото 2013 г.
Путешествие на остров по воде занимает полтора часа, и в плохую погоду в окошко смотреть смысла нет - не видно почти ничего. В хорошую, в принципе, тоже - видно только блестящее озеро и сверкающие брызги от самого Метеора :)
Зато можно немного поспать под монотонный рёв дизеля.

На причале нас встречали наши дорогие Наталья Сергеевна и Евгений Петрович.

Они посадили нас на автобус, который отвёз нас на базу Летнего университета, дом крестьянина Ананьева, что в деревне Ямка:
Дома мы побросали чемоданы, сразу же переоделись в сарафаны - как показала практика, наиболее удобный наряд здесь, - и отправились обедать.

Тут нужно сказать пару слов о быте участников летнего университета.
Жизнь более чем комфортная - две комнаты, одна для мальчиков, другая - для девочек, настоящие кровати, а не раскладушки, пятиразовое питание с Зинаидой Григорьевной, нашей поварихой :)
Вообще за наше существование на острове благодарить надо троих - нашу хозяйку Гульнару Владимировну, Зинаиду Григорьевну и куратора Наталью Андреевну, которая может организовать неорганизуемое, но об этом чуть позже :)

Вернёмся к быту. Туалет - на улице, баня - на озере, топили через день. Посуду после каждого приёма пищи моем сами, на это уходят три дежурных девки и три тазика воды :) А мальчики были в наряде по ношению на кухню этой самой воды и рубке дров для бани:

После обеда мы взяли пакет с полдником :) и отправились на встречу с кижским ансамблем.

Тут нас ждала неожиданность - они резко поменяли манеру пения, и даже знакомые песни нам с ними петь было проблематично (ну, мне-то не проблематично, в моей сцене песен-то и не было, это я со слов других).
Приступили к репетициям, разобрались с актёрским составом. Пополдничали.

кто не работает - тот ест!
И снова репетировали, репетировали, репетировали. До ужина, ведь режим питания нарушать нельзя.
И, кстати, вы не смотрите, что фото такие солнечные :) Кижская погода очень переменчивая, холодный ветер. Чаще всего хотелось укутаться примерно вот так :)
шаль, кстати, Ванькиной прабабушки
А после ужина - прогулка по окрестностям, на Нарьину гору, самую высокую точку острова:

Потом банька, после неё - вечерний чай и инструктаж по пожарной безопасности. Который мы начали нарушать уже на следующий день :)

День второй. Репетиционный.
Репетиции друг от друга сильно не отличаются :) Суббота от пятницы, например, отличалась только тем, что репетировали мы и до, и после обеда :)
Покажу просто фото рабочего процесса, дабы полюбоваться на красивые сарафаны.
кусочек меня, Влада, Лиза, Саша, Катерина, Арина Михайловна и смотритель :)
хороводоводоведы
Евгений Петрович, Владимир Николаевич, Полина, Анна Александровна, Таня, Наталья, я и Саня
Вика, Саша, Влада и я

мы с Тамарой ходим парой

карельская пляска
она же

песни целовальные

шальной

А вот после ужина началось самое интересное :)
Во-первых, нас ждал мастер-класс по выпеканию калиток.
йо-хо-хо и бутылка рома! Я только из кухни.
 Рецепт калиток, сохранившийся у меня с прошлого раза, можно посмотреть здесь, но в этот раз мы узнали несколько новых тонкостей.
Например, тесто для калиток должно быть раскатано настолько тонко, что, если его положить на край стола и на него подуть, оно должно взлететь :)
Во-вторых, как вы уже видите, мы начали нарушать правила пожарной безопасности :)
Ванька самовароварит
процесс поедания калиток. Я, кажется, проверяю, не треснули ли у меня щёки.
В-третьих, звонили по скайпу оставшемуся в Москве Коле, пели песни:
Коля, Яна и Саша
Анна Александровна, Владимир Николаевич, Наталья и Таня
А в-четвертых, ждало нас то самое неорганизуемое :) Экскурсия "ночные Кижи".
Вообще, экспозиция закрывается в 20.00, и там ездят товарищи милиционеры, готовые в любой момент выдворить тебя за пределы забора :) Но Наталья Анатольевна договорилась, и для нас, видимо, ввиду того, что днём времени не было вообще, сделали исключение.
И мы наконец-то добрались до погоста, чтобы просто погулять вокруг, а не пробежать мимо в мыле к очередной локации спектакля :)
Заодно покажу закаты над Онегушко:
Сил добираться домой уже едва хватило, а наша Анна Александровна даже добровольно сдалась милиции, чтобы они её вывезли :)
Впрочем, ощущение перекорма и недосыпа для летнего университета нормальны :)

День третий. Ах, эта свадьба-свадьба-свадьба.

А свадьба-то самая что ни на есть настоящая была!
причет невесты и два наших енерала - Анна Александровна (слева) и Наталья Сергеевна (справа). А в роли невесты - Яна Соловьёва. 2013 г.
В этот раз же свадьба была совершенно особенной - женились двое ребят из ансамбля Кижи, Рома и Женя.

Все по этому поводу, конечно, принарядились:
Ванька, Таня, Вика, Наталья, Саня, Саша и Владимир Николаевич.
Я, опоздун, отдельно:
Выкуп стола:
Саша, Полина, Катерина, Лиза, Наталья, Таня, Вика

А потом, вы не поверите, мы продолжили репетировать! Пока молодые не уехали :) И репетировали до ужина. А после него - баня и вечерний чай.

День четвертый. Спектакль.
наша афиша
Кульминация нашей поездки :)
Сюжетполностью раскрывать не буду, так как скорее всего он станет основой для нашего спектакля на Заре-зарянице этой весной. А если вкратце - парень приезжает из Петербурга с заработков, и родители решают его срочно женить, на своей, на деревенской. А тут и тётка-сваха как раз гостит... И отправляются они по деревне искать подходящую невесту.
Работали мы в четырёх домах - Щепиных, Елизаровых, Овшеневых и Яковлевых, зрители обошли весь заонежский сектор.
Самым сложным оказалась организация людских потоков, скажем спасибо экскурсоводам и Паше с балалайкой.
Ну, и несколько фото со спектакля:
И все вместе:
все-все-все: и кижские, и московские, и экскурсоводы :)
А ещё нас с кижских огородов, которые сделаны для того, чтобы лучше вписать в ландшафт дома, перепал пучок морковки (до фото не дожил) и брюква:

Потом совместное праздничное чаепитее, которое мы закончили - вы догадываетесь, да? - к ужину. А после ужина мы съели брюкву и нас ждала экскурсия в места, куда мы в прошлый раз не добрались - в Пудожский сектор.

Остров Кижи разделен на несколько секторов по географическому принципу. В Пудожском секторе, на самом севере острова, находятся дома из Пудожского уезда, который находился между Онежским озером и рекой Кена.
До Пудожского сектора добирается мало кто из туристов (за 2-3 часа, которые предполагает стандартная экскурсионная программа, это практически нереально), а зря!
Остров Кижи сам по себе невероятно красив, и пройти эти несколько километровпо нему, чтобы достичь Пудожского сектора - одно удовольствие.

А сам сектор представляет собой условную деревню из трёх домов, трёх амбаров и баньки, и часовню чуть поодаль:

У кого оставались силы, отправились ещё побродить по острову, опять же, спасибо Наталье Анатольевне, которая опять договорилась с милицией :)

День пятый. Часовенный праздник в деревне Воробьи.
Мы специально сдвигали даты своего приезда так, чтобы снова, как и в прошлый раз, попасть в Воробьи на часовенный праздник.
Погода, правда, в отличие от прошлого раза, немного подкачала:
Поэтому нас упаковали в пакетики:
Вообще, традиция часовенных праздников в Заонежье была очень сильна. Говорили даже, что живут от праздника к празднику - на каждой неделе хоть в одной из близлежащих деревень отмечали память святого или святых, в честь которых освящена часовня.
В Воробьях находится часовня святых мучеников Кирика и Иулиты, которые приняли мученическую смерть во времена гонений на первых христиан.
После молебна началось состезание звонарей, которое постепенно переросло в "любой желающий может позвонить в колокол". Говорят, в старые времена даже кадрили на колоколах играли - батюшка-то раз в год доедет, молебен отслужит и уедет, а такой музыкальный инструмент простаивает!
На поле за часовней шёл традиционный футбольный матч между командами, имеющими хоть какую-то причастность к острову (пожарные, милиционеры, музейщики, жители близлежащих деревень), на который мы традиционно не пошли, потому что чай с пирогами и песнями интереснее :)
Не думайте, нас не всё время держали под дождём, очень скоро мы переместились в дом, но оттуда фото нет :)
Напелись и наплясались вдоволь, послушали былину про Добрыню Никитича в исполнении Олега Скобелева...
А потом вернулись на остров провожать на большую землю Таню, которая уезжала на день раньше.
А после этого у нас случилось свободное время! Целый час до ужина, когда можно было спокойно побродить!
А потом баня, купание в Онегушко, ведь уже заболеть не страшно, и сбор чемоданов.

День шестой. Последний.
Вот мы и готовы к возвращению. Самые стойкие оловянные солдатики всё ещё в сарафанах, но это потому, что кто-то не взял с собой практически никакой цивильной одежды - у меня, например, была одна футболка да один тельник.
Позавтракали и отправились на экскурсию.
Уезжали с острова мы только в пять часов, поэтому день получился не менее насыщенный, чем обычно :)
Сначала мы отправились в плотницкий центр, смотреть, как реставрируют.

"Чешуйки" на главках всех кижских церквей - это осиновый лемех. Он приходит в негодность за 35-40 лет, после чего его заменяют.
А за "пожертвование от 100 рублей" можно приобрести себе лемешину :)
Вообще туристические Кижи напоминают квест: дошёл до плотницкого центра - получил лемешину :) И квест реально сложный, успеть-то надо за 2-3 часа.

Из плотницкого центра мы направились в деревню Васильево, к прекрасному и огромному дому Сергина:
Огромный, трёхэтажный, с балкончиками... По легенде, его владелец продал отступную от армии своего сына, чтобы достроить дом. И с другой стороны:
А оттуда мы отправились на колокольню погоста, тоже по большому блату, не всех туда пускают :)
купола на уровне глаз
Там древесиновед рассказала нам подробнее про реставрацию и сохранение деревянных построек, а ещё мы полюбовались Кижами с высоты птичьего полёта.
А на этом фото хорошо видно принцип реставрации церкви Преображения Господня - разбирается ярус за ярусом, снизу вверх, перебираются брёвна и сгнившие заменяются:
А так было два года назад:
Коллективное фото:
Таня, Яна, Владимир Николаевич, Анна Александровна, Наталья, Саша, Ванька, я, Саня, Паша и Вика - больше половины состава нашего театра приехало на Кижи в этот раз.
После экскурсии по погосту мы отправились домой, обедать, выносить одеяла, чтобы они прожарились на солнышке к приезду следующей группы, переодеваться в цивильное, кто не переоделся...
И после обеда нас ждало последнее мероприятие - мастер-класс по карельским музыкальным инструментам.

Конечно, хотелось бы показать вам видео, как это всё играет, но, как я уже говорила, телефон со всеми моими фото и видео затерялся где-то на просторах Вселенной. Если найдётся - покажу обязательно :)
Вернулись, попрощались с хозяевами, забрали чемоданы, сели на автобус и приехали на пристань.

Провожать нас пришла добрая половина кижского ансамбля, кричали что-то вслед кораблю, махали, и мы им кричали, и мы им махали...

Полтора часа - и мы снова в Петрозаводске. Потом поезд, потом Москва.
Вернулась привычка двухлетней давности смотреть под ноги на предмет гадюк (кстати, в этот раз мы их видели, бррр), два дня не было сил ни на что, кроме сна - сказывалась недельная перегрузка организма, но, если будет возможность, остров Кижи, жди, мы вернёмся!
И кижского котика всем на прощание.

В посте использованы фото Т. Соболевой, Я. Соловьёвой, А.А. Ивановой, Н. Дровалёвой, а так же фото из группы ВК музея "Кижи".

1. Огромное спасибо за удивительный рассказ! За интересные фотографии!
    Была на Кижах давно с родителями, в пору своего отрочества :) До сих пор помню какое впечатление на меня произвело деревянное зодчество острова, природа, виды на Онегу.

2. Отлично отдохнули) спасибо за фотки и рассказ... Алена, ко мне уже прилетела отрыточка с Кижей. Спасибо)

3. Олёна, просто невероятный рассказ получился, очень интересно!!! Будто сама побывала :) Виды замечательные!

4. какая красота деревянная и природная! и вы все в сарафанах так здорово в эту красоту вписываетесь) ох, хочется в Карелию, я там не была еще!

5. Олена, это ЗДОРОВО! Я давно влюблена в Кижскую деревянную архитектуру, но к большому сожалению не была в Кижах. С большим удовольствием прочитала твой рассказ и посмотрела фотографии!

6. Потрясающе)) Море удовольствия и эмоций, очень красиво и весело вы там провели время) Спасибо, Оленушка, за путешествие)))

7. Очень интересно! И какая там красота. Спасибо Олена за подробный и интересный рассказ.

8. Очень было интересно почитать. немного отойду от обилия информации, погуглю и перечитаю!=)))
    Я очень люблю деревянное зодчество, а пожить в нем, это просто мечта! Очень красиво ты смотришься в сарафане на свадьбе. А свадьба правда реальная? вот это память на всю жизнь!!!!
    круто, мне очень понравилось! Сама бы с удовольствием посетила бы такой "живой" музей.

9. С удовольствием прочитала и просмотрела фотографии!!! Дома и природа очень красивы!
    И вы все такие увлеченные в постановке спектакля, очень душевно!! А сарафаны - это что-то!!! труды потрачены не зря!! Спасибо!))

10. Мне больше всего запомнился усатый мальчик с балалайкой - тащусь ещё с "Вяток")))
    На самом деле здорово, просто здорово что есть люди, которые проводят свой досуг именно так.
    Спасибо за подробный рассказ, было интересно почитать-посмотреть!
    Жду про сарафаны, которые по ночам шила)

11. Олёна, это просто какой-то другой мир, который открыт для избранных. Я понимаю,что теоретически я тоже могу туда попасть, но буду там только сторонним наблюдателем. А вы там живёте и органично существуете. да, и вы счастливы)

12. Олена, три дня читала и иеречитывала- интересно безумно!!! Спасибо за такое подробное описание Прекрасно, что это есть у тебя в жизни, счастливой жизни!

13. Олёна, как я люблю читать твои заметки и посты! так интересно, и в каждом жизнь бьет ключом!! Очень интересно)